Алексей Петрович

Память о 22 июня…

В теме 3 сообщения

Память о 22 июня…

 

8a488a4dd020.jpg

 

 

Вот и отгрохотали яркие праздничные салюты Победы. Смолкли в тиши шаги «Бессмертного полка». Приблизилась скорбная дата для всех нас. В этом году мы отмечаем 75-летие великой трагедии нашего народа, дату, которую ничто не сотрет из нашей памяти — день начала Великой Отечественной войны.

Память о войне у каждого из нас, у каждой семьи, своя, особенная. Как и понимание того, что нужно делать для ее сохранения, в какие руки передать нашу Память. Листая обветшавшие, пожелтевшие от времени страницы архивных документов, вчитываясь в скупые строки боевых донесений, приказов, распоряжений, ты будто переносишься в то суровое время, физически ощущаешь всё, что пришлось вынести нашим отцам, дедам и прадедам. Вечная память солдатам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины! Низкий поклон ныне здравствующим и слава — погибшим!

 

В виду скорбной даты начала войны я вновь хотел бы поднять вопрос о солдатах, пропавших без вести. Вот уже 75 лет мы, потомки этих безвестных солдат, так ничего и не знаем о судьбе близких нам людей. Как говорится, «ни петлички, ни лычки, ни точки на карте»… Ничего не осталось кроме нашей памяти. Собственно, своим внукам даже рассказать нечего. А что тут расскажешь, если твой дед, красноармеец сгинул безвестным в пекле войны, попросту говоря — «пропал без вести». И вот эта безнадега собственного незнания угнетает более всего. Война окончилась и все верили, вот-вот придет весточка, все глядели на большак, ждали, вдруг появится родимый солдат. Тайком молились, ожидая чуда…  Никто не пришел.

 

А наши матери и бабушки, ставшие в одночасье «солдатками»,  так навечно и остались вдовами. Вытягивая из последних своих бабьих сил малых пацанят. Разве такое можно забыть? Не знаю, но думаю, что будет верно, если вблизи от могилы Неизвестному солдату установят памятный знак нашим матерям и бабушкам, которые всю жизнь ждали своих солдат… Это будет по совести, по правде.

 

О судьбах пропавших без вести и об отношении к ним говорят долго и нудно. Порою совсем неуместно поднимают вопрос о какой-то  компенсации семьям. Да не в деньгах дело-то! Для нас, потомков, куда важнее знать, что дед или прадед сражался мужественно и отважно, и безвестно погиб смертью храбрых защищая нашу Родину! Не струсил, не изменил своей присяге, не прижился у какой-нибудь молодухи в богом забытой деревеньке, а просто погиб безвестным. Ну, не было в то время очевидцев его гибели. Наши отцы, деды и прадеды насмерть стояли на пути врага! Некогда тогда было оформлять документы, а порою, и некому… Вот уже 75 лет прошло, а мы так до сих пор и не можем назвать имена солдат, чтобы достойно увековечить их в граните, выразив тем самым свое уважение и благодарность. И от этой невозможности на душе становиться нестерпимо больно.

 

Каждый год ранней весной тысячи поисковых отрядов отправляются в экспедиции на поиски погибших незахороненных солдат. И с каждым годом шансов найти солдатский медальон, прочесть имя — становится всё меньше и меньше. Пройдет ещё несколько лет и поиски окажутся совсем безрезультативными. Угаснет последняя надежда обрести имя, узнать место захоронения. Где, в каком месте искать? Где поставить скромную табличку, на которой золотыми буквами будет написано имя солдата? Вот это бессилие и вызывает отчаяние.

 

Не так давно довелось мне с внуком посетить один из районов Тверской области, где в 1941 году сражался и сгинул безвестным мой дед. Окончив свои поисковые дела, по пути мы заехали на воинский мемориал Воинам-Сибирякам. Что тут сказать, сооружение монументальное, внушительное, производит впечатление! Несколько десятков бетонных кубов облицованных черным мрамором застыли в строю, олицетворяя собою взвода, роты, батальоны, полки. И место живописное выбрано, на возвышенности. Местные говорят, что здесь лежит более 12 500 солдат. Так вот, осмотрели мы мемориал и решили пройти к стоящей неподалеку часовенке. Чуть прошли, и нашим глазам открылась удивительная своей душевной трогательностью картина. За мемориалом, как бы прячась от назойливых взглядов, сиротливо и без всякого «порядка» скромно разместились именные таблички. Было их более 40, самых разных по формам и размерам. Из мрамора и нержавейки, пластика и гранита. На некоторых были прикреплены фотографии, с которых на нас смотрели солдаты, как бы спрашивая: — кто мы и что здесь делаем… Присел я на ступеньку, закурил  и стал всматриваться в эти лица. Они тоже все разные. Только вот взгляды у них очень похожие, строгие, воспрошающие. Посмотрели мы молча друг на друга, прочли надписи и пошли дальше.

 

Шел я и все думал. Вот, есть прекрасный мемориал, выстроенный умелым архитектором. И все в нем правильно, ровненько, изящно. Да только отчего-то не указали ни одного имени. Вот и везут родственники Бог весть откуда «свои» именные таблички. Ставят их кто как горазд на этой святой земле. Видимо, для каждого из них мало знать только «точку на карте», куда важнее прочесть ИМЯ своего солдата. Очень верно сказал Роберт Рождественский.

 

Вспомним всех поименно,
Горем Вспомним своим —
Это нужно — не мертвым,
Это надо — живым…   

 

Это надо нам, живым. И внукам нашим, и правнукам. Посмотрите на наши «официальные» мемориалы. Указаны только фамилия и инициалы. Порою напишут воинское звание, дату гибели. Ни откуда родом, ни что за человек был — ничего такого нет. А ведь они, наши отцы, деды и прадеды, кого-то любили и были любимы, как и мы смотрели на звездное небо, мечтая о чем-то своем. Строили дома, как и мы, нынешние, носили на руках своих детишек, мечтали о будущем… Война враз всё перечеркнула. Каждый из них хотел выжить в том кромешном кошмаре войны. Да вот, не получилось…

 

Хорошо, если известно место, куда можно приехать, чтобы поклониться. Просто сказать: — Здравствуй, дед!  А если такого места нет? Как быть тогда? Знать, что дед один из сотен тысяч пропавших без вести… Безымянный солдат.

 

Даже если вдруг повезет и поисковики найдут незахороненные останки солдата, как назвать его имя? Нет зацепок, невозможно это. Вот так и похоронят его в новой братской могиле, как неизвестного солдата. Солдата без Имени. Справедливо ли это?

 

Среди поисковиков порою кипят горячие споры. Как быть, если имя солдата увековечено на воинском захоронении, а потом его останки обнаруживают за 5-10 километров. До сих пор не ясно, насколько достоверны именные списки солдат, похороненных в братских могилах. Много путаницы, неясностей. Бывает и так, что один и тот же боец увековечен два, а то и три раза на разных мемориалах. Я не знаю ответов.

 

По мне, так важнее всего, чтобы Имя солдата было увековечено. Пусть могила его неизвестна, подвиг совершенный им — бессмертен! И не имеет значения математическая точность подсчетов, не имеет значения — лежат ли до сих пор незахороненными останки солдата в 100 метрах или 5 километрах от мемориала, где указано его имя. А может быть этот солдат давно предан земле как неизвестный? Мы можем спорить об этом бесконечно. Для нас, потомков, куда важнее является сам факт увековечивания, сохранения Имени солдата в нашей народной памяти. Знание того, что есть место, куда можно приехать и прочесть ИМЯ деда, прадеда. И нет в этом никакого лукавства.

 

В свое время, в середине 60-х годов Леонид Ильич Брежнев поступил очень мудро, повсеместно установив памятники и обелиски в память о земляках, не вернувшихся с войны. В каждой деревне, в каждом селе и поселке стояли такие монументы. И наши бабушки приводили нас, пацанят, чтобы с гордостью показать надпись с именем деда.

 

Может и сегодня настало время подумать об увековечивании памяти о погибших, пропавших без вести и умерших от ран? Благодаря цифровым технологиям и обобщенным базам данных  Министерства Обороны России возможно осуществить общероссийскую сверку Именных списков безвозвратных потерь с именами бойцов, захороненных на современных мемориалах.

 

Это позволит выявить имена «потерявшихся» солдат, которые отчего-то не были увековечены со своими однополчанами. Будет ли это лукавством, фальсификацией?  Нет, не думаю. Мы же будем проводить документальные исследования, перепроверять сведения. Даже поисковики, когда им везёт и они поднимают «именного» бойца, не могут гарантировать что останки принадлежат именно этому бойцу. Слишком много условностей в этом. А сколько поисковые отряды поднимают безымянных останков? Отчего нельзя допустить, что среди них не находятся останки и наших «потерянных» солдат? Сохранив имя солдата в граните, тем самым мы отдаем дань уважения и выражаем свою благодарность защитникам Отечества! А если позже вдруг случится так, что поисковикам повезет поднять останки и установить имя бойца, так куда проще будет их подзахоронить на современном мемориале, поскольку имя этого солдата там уже будет увековечено.

 

Если мы спустя 75 лет с трагической даты начала войны сможем организовать и провести эту грандиозную работу, в будущем станет возможным  решить вопрос и по другим «пропавшим без вести» солдатам. Отчасти, такая работа мной уже начата и есть положительные результаты. Например, в ряде районов Воронежской и Тверской областей.

 

Может быть, при содействии Советов ветеранов и иных общественных организаций, в региональных центрах построить «Стену Памяти», на которой увековечить имена всех солдат, ушедших на фронт из этого региона и не оказавшихся в именных списках ни на одном из современных мемориалов. Так будет справедливо, так будет по совести!

 

Михаил Переславцев

 

 

http://www.odigitria.by/2016/06/22/pamyat-o-22-iyunya/#more-29409

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ЧУДЕСА В ВОЕННЫЕ ГОДЫ

 

 

В тяжёлые  времена человек особенно часто обращается к Богу как к своей последней надежде. Многие советские граждане, бывшие до войны убеждёнными атеистами, вдруг обратились к вере. Причиной тому послужили видимые ими Божии чудеса и знамения. Есть множество легенд, рассказов очевидцев, подтверждающих это.

    Ленинградское чудо. Икона Казанской Божьей Матери. В осаждённом городе не было сил, чтобы удержать врага. От страшного голода ежедневно умирали тысячи людей. Тогда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Многим до сих пор непонятно, чем вообще держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И, тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I о том, что город святого апостола Петра избран самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе и есть молящиеся Ей люди, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

 

    Московское чудо. Икона Тихвинской Божьей Матери. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском монастыре была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 года освобожден Тихвин.

 

    Казанская икона в Сталинграде. Когда икону перевезли из Ленинграда в Сталинград, перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери.

 

    Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Вспоминает келейник патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов): « […] В день Богоявления 19 января 1943 года митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 года Владыка, пересилив свой недуг, попросил келейника помочь ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему снова лечь в постель, митрополит Сергий сказал: "Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом". Утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».

 

    Штурм Кенигсберга и явление «русской Мадонны». Существует еще одно свидетельство заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1945 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: " […] Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут..." Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен -  и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные - перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!"

 

    Молитва под гусеницами танка. По-настоящему верующим человеком о. Олег (Олег Викторович Киселев) стал в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году, уже пройдя немало фронтовых дорог, он оказался под Ленинградом. Немцы отходили с тяжелыми боями и большими потерями, но дрались ожесточенно. « […] Была долгая вражеская артподготовка, - вспоминает отец Олег, - потом пошли немецкие танки, наши подбивали их из орудий, а я с напарником - из противотанкового ружья. Подбили мы два танка, но немцы прорвались и стали "утюжить" наши окопы: наезжали на окоп и, пройдя по нему гусеницами, пытались раздавить солдат, оружие, разрушить окоп... Мы стреляли по танку, но он двигался вперед: земля осыпалась, танк ревел, заглушая все. Я оказался под ним, гусеницы почти задевали меня, окоп оседал, оседал также и танк. Меня засыпало землей, танк ворочался надо мной. Вот-вот буду раздавлен. Не страх охватил меня, а беспредельный ужас! И тогда вспыхнула в моем сознании молитва: "Господи Иисусе, Сыне Божий! Пресвятая Богородица! Спаси и помоги!" Всю свою душу вложил я в эту неистовую мольбу к Богу и Пресвятой Богородице. В сотые доли секунды пронеслась вся моя жизнь передо мною, но особенно четко пронзила мысль о Боге, моей вине перед Ним. А далее...Танк, проутюжив окоп, пополз дальше, но был подбит - об этом я узнал позже. Меня солдаты отрыли, вытащили, влили в горло водку - и я быстро пришел в себя. Подошел лейтенант и удивленно воскликнул: "Ребята! Взгляните на Киселева, он весь седой!" Действительно, за несколько минут, проведенных под гусеницами танка, я поседел. Там же, на поле боя, дал я обет Господу Богу и Пресвятой Богородице стать после войны священником, что и исполнил».

 

    Сталинградское Евангелие. В начале войны рядовой Павлов (будущий архимандрит Кирилл) задавался вопросами: "Почему война, почему воюем?" И вот в Сталинграде с ним случилось чудо. Вот как это описывает сам отец Кирилл: " […] После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе (книга разорвана была), и оставалось то Евангелие со мною все время..." И вдруг все непонятное ушло, все волновавшие вопросы стали отпадать сами собой: "Когда стал читать Евангелие - у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события... Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал, а после войны привел меня в семинарию - возникло желание учиться чему-то духовному..." Сегодня архимандрит Кирилл является одним из наиболее известных служителей Русской Церкви, он духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и духовный наставник множества людей. Однако на вопрос, что же все-таки было самым важным в его жизни, старец неизменно отвечает: сталинградское Евангелие! Та самая книга, которую он пронес через всю жизнь.

 

     Письмо солдата к Богу. Ветеран боевых действий Андрей Ефремов писал: « [..] В сборнике «Свет и жизнь» (Брюссель. 1990г.) было опубликовано письмо простого советского солдата Александра Зайцева, погибшего в бою с немецко-фашистскими оккупантами. Это письмо было найдено в кармане простреленной шинели. Меня это письмо потрясло тем, что оно отличается от всех других подобных писем». И далее Андрей, не понаслышке знающий войну, замечает: «На Войне можно привыкнуть к страху смерти и даже не замечать его. Но мысли о том, что в любую секунду ты можешь потерять жизнь, конечно же, приходят. И чаще всего приходят такие мысли именно в минуты или часы полного затишья — это хорошо отражено в письме. Ещё это письмо отличается от других подобных тем, что оно обращено не к матери, не к отцу, не к любимой, а к Богу». В последние часы, а может быть, минуты своей земной жизни солдат вдруг осознал бытие Божие. Вот отрывок из этого уникального письма:
 

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя,
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман…»
 

И таких обратившихся к Богу было много. Например, монах Алипий (Воронов) до военных событий придерживался атеистических взглядов. А потом его судьба радикально изменилась. Личный героизм служителей Церкви и верующих мирян, их реальные достижения, заметные всем, кто был тому свидетелем, а также божественные чудеса и знамения приводили к увеличению числа верующих.
 

Война эта явно имела духовный смысл. По итогам переписи 1937 года, две трети сельского населения и одна треть городского, отвечая на вопрос анкеты, не побоялись признать себя верующими в Бога. Патриотическая деятельность Церкви завоевывала признание и уважение все большего числа советских людей. «Об этом писали в адрес правительства СССР бойцы и командиры действующей армии, работники тыла, общественные, религиозные деятели и граждане союзных, дружественных и нейтральных государств». Благодарственные письма приходили и в адрес церковных иерархов. Так, Владыку Алексия (Симанского) поздравил с 1-м Мая 1944г. боец 2-й партизанской бригады А.Г.Голицын. Он писал митрополиту: «Ваш агитационный листок сыграл немалую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с этим и борьбе против фашизма. Этот листок – среди населения - как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен».

 

 

 

http://www.rusfront.ru/11286-chudesa-v-voennye-gody.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К 75-летию начала Великой Отечественной войны.


Патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

 

22.06.2016
Алексей Федотов

 

 

 

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Начавшаяся война не только не обострила отношения противоречия между Русской Православной Церковью и государством, но, напротив, подтолкнула Церковь подчинить свою деятельность патриотическому долгу – защите Отечества.

 

Когда многие партийные и государственные руководители пребывали в растерянности, первым к народу обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. О нападении Германии на СССР он узнал, вернувшись в свою скромную резиденцию из Богоявленского собора г. Москвы, где в тот день служил Литургию. Митрополит сразу же ушел к себе в кабинет, написал и собственноручно напечатал на машинке«Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Несмотря на свои физические недостатки – глухоту и малоподвижность, – вспоминает позднее архиепископ Димитрий (Градусов), – митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным – свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины».

 

В своем послании митрополит Сергий писал: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она своего народа и теперь... Положим же души своя вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

 

Вся статья здесь: http://www.blagogon.ru/digest/705/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти