Алексей Петрович

ПЯТАЯ КОЛОННА В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

В теме 3 сообщения

ПЯТАЯ КОЛОННА В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

 

В.Ю. ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук

 

 

a7aebf5c6773.jpg

 

Увы, многие современные научно-педагогические и административные образовательные учреждения России в ряде своих подразделений, включая часть РАО, превратились в «пятую колонну российского образования, уничтожающую традиционную российскую образовательную систему».

 

В свое время, в преддверии 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, несмотря на многочисленные протесты учёных, в Министерстве Образования был ликвидирован Отдел русского языка, обеспечивавший стратегическую работу и координацию усилий в важнейшем деле языковой государственной политики. «Пятая колонна» в образовании поддержала эту разрушительную акцию.

 

Но ведь русский язык открывает путь к стратегически важной для жизни страны русской культуре. Русский язык обеспечивает возможность целостного становления личности гражданина России, жизни страны в целом.

 

Это, несомненно, разрушительные «новации». И за них должны лично ответить их инициаторы, руководители и «контролёры». И отвечать они будут рано или поздно – на скамье подсудимых. Ибо их деятельность вредоносна для России и её народов…

 

Преподаватель факультета журналистики МГУ несколько лет назад так оценивал положение: «По сути дела в этом году, – мы набрали инопланетян,…они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. А это значит, что мы идём к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне» (03.11.2009). Не лучше обстоит дело с формальной грамотностью. Диктанты в московских школах дают (по представленным мне учителями 3-х московских школ сведениям) до 47-70% двоек.

 

В одобренной ещё в 1999 г. программе по литературе для средней школы был практически отброшен научный принцип историзма в преподавании литературы в школе. Фольклор и литературу русского средневековья на этом этапе катастрофически «ужали». Это исключило возможность сформировать у школьников даже самое приблизительное представление о месте этих сокровищ в русской словесности, ранее достойно представленных в школьных программах.

 

Очередной раз была принижена русская классика (творчество К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, А.В. Кольцова и др. было грубо сокращено). Была фактически изъята из обязательного изучения русская литературная критика/ В 1999 году В.М.Филиппов подписал Приказ, включающий обязательный минимум содержания среднего полного образования (приказ от 30.06.1999, № 56). Этот список рекомендованной обязательной художественной литературы для школы не пригоден для полноценного образования с научной, историко-литературной, воспитательной и др. точек зрения.

 

История русской литературы в нём «обрезана» на 700 лет. Приказом было узаконено изъятие из обязательных произведений патриотического «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Жития Александра Невского», а также «Повести о Горе-злочастии» и других литературных памятников.

 

В число обязательных авторов в обязательный список не вошли: М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин (его именем В.Г. Белинский назвал целый период русской словесности), А.Н. Радищев, И.А. Крылов, который по словам того же В.Г. Белинского, «один мог бы быть главою и представителем целого периода литературы», ибо «первый внёс в русскую литературу элемент народности». В списке отсутствовали автор известных исторических дум К.Ф. Рылеев, а также А.С. Грибоедов, плоть от плоти народной, поэт А.В. Кольцов, самый «хрестоматийный» некогда поэт А.Н. Майков и другие.

 

В 2000 году «пятой колонной» в образовании была подготовлена новая программа по литературе. В её основе, - было сказано во вступлении к ней, - «лежат требования минимума предметного содержания»; литература «принадлежит эстетическому, гуманитарному, коммуникативному полям знаний» (?! – В.Т.), она «интегрирует художественное, историческое, географическое, речевое общечеловеческое образование» и т.п. Нелепости во вступлении к программе, утверждение в ней научно несостоятельного «концентрического принципа» изучения литературы, создающего предпосылки для повреждения нормального сознания личности (она формируется в лоне движущейся истории родного народа) , смешение главного и второстепенного, продолжающееся «изгнание» из числа изучаемых многих русских классиков первого ряда, чрезвычайно важных для становления национального и государственного самосознания, ориентация изучения прежде всего на форму произведений без должного внимания к их содержанию и смыслу – это далеко не все существенные недостатки упоминаемой программы…Её содержание, заложенные в ней способы изучения и пр. ориентировали на убогое представление о литературе без сколько-нибудь разумной системы, вне истории и связей с биографией и личностью писателя.

 

Затем был опубликован очередной вредный для организации преподавания словесности документ – Проект базового учебного плана (БУП), который создавал предпосылки решительного разрушения единого образовательного пространства посредством манипулирования базовыми и региональными компонентами, а также очередными нововведениями, внедряемыми под маскировочным видом «эксперимента».

 

Одновременно распоряжением замминистра Е.Е. Чепурных (приказ № 944/ 1113 от 17.07.2000) было предложено в качестве эксперимента отменить…сочинение как обязательную форму проверки знаний по словесности, что неизбежно должно было привести к дальнейшему снижению уровня знаний в области литературы и языка. Всё это было акциями разрушения полноценной школы независимой державы.

 

В 2002 году был выпущен документ «Эксперимент: требования к уровню подготовки учеников. Обязательный минимум содержания образования. Новое содержание образования» М. «Просвещение», 2001.

 

Это издание соответствовало пагубной задаче снижения отечественного образования до уровня школ колониальных стран. В нём было решительно проигнорировано истинное значение предметов «Русский язык» и «Литература» в общем развитии и формировании личности учащихся.

 

Вместе с сокращением программ по словесности в школе узаконивался вредный для педагогического дела концентрический принцип изучения литературы, то есть внедрялся антиисторизм в изучение явлений, которые можно верно понять только в лоне развивающихся процессов истории. Был проигнорирован и научный принцип целостного изучения художественных произведений. Так были сделаны следующие шаги по пути разрушения филологического образования в школе. Положение в образовании академик В.И. Арнольд определил как стремление направить Россию по пути «уничтожения образования, наук и культуры» (См. «Известия» 6.12.2002).

 

В начале 2004 году участники ХII Международных образовательных Рождественских чтений, подводя итоги утратам в области полноценного образования в России, отметили, что принципы, положенные в основу реформирования в области образования, «затрудняют плодотворное развитие школьного дела», что «для отечественного образования неприемлема навязываемая «западная» дегуманизация», что Россия не должна поступаться своим национальным достоянием – традиционными духовно-нравственными национальными ценностями». В Решении признавалось необходимым увеличить количество часов на изучение русского языка («учитывая неблагоприятную языковую среду») и исходить из несомненного факта, что «вся русская культура последнего тысячелетия формировалась и развивалась в лоне Православия» . Эти предложения были откровенно проигнорированы.

 

Заметные «успехи» в разрушении школьного образования были достигнуты в 2007 г. Во-первых, «официально-экспериментально» было отменено обязательное итоговое сочинение по литературе. Это практически уничтожило возможность обучения грамотно рассуждать и выражать свои мысли в письменной форме. Во-вторых, экзамен по русскому языку «перевели» на тесты. Формализация проверки языковых знаний неизбежно изменила содержание и способы преподавания предмета, требующего живого, творческого отношения, усугубила деформацию языкового сознания учащихся и значительно снизила грамотное владение родной речью. В-третьих, усердные «новаторы» ввели в 9-м классе «малый ЕГЭ», чем увеличили опасность срыва на старте заключительных школьных экзаменов. В-четвёртых, изучение иностранного языка было увеличено до пяти часов в неделю (за счёт русского!!), начиная с младших классов. И всё это при том, что учащиеся младших классов ныне владеют русским языком совершенно недостаточно и что современная языковая обстановка в стране в ужасном состоянии.

 

По московскому базовому учебному плану образования на русскую словесность отводилось в старших классах – 204 ч , а на английский язык – 408 часов!

 

Руководители российского образования не могли не знать, что отечественные и зарубежные классики педагогики предостерегали от раннего перенасыщения сознания детей иностранными языками, обращая внимание на главную задачу: изучение родного языка поставить «во главе гуманитарного образования». И убедительно наставляли: в противном случае может случится, что ребёнок «откажется навсегда от своей части в драгоценном наследии народа, от той части, которая только и усыновляла его родине и народу…» . Руководство Российского образования не противостояло этой оккупационной политике.

 

Наконец в марте 2008 года было объявлено, что литература официально исключена из списка предметов, проверяемых на выпускных экзаменах, то есть практически не обязательна.

 

Сокращение программ по русскому языку, преступное сокращение времени на его изучение привели к тому, что значительная часть учащейся молодёжи в России сегодня не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне . Вместе с тем «новаторы» активно стремились свести изучение родного языка к обучению орфографии и пунктуации. С этой целью все темы историко-культурологического содержания, ранее изучавшиеся в школе, были выброшены из программ. Например, были сняты темы: «Богатство, красота и выразительность русского языка», «Роль церковнославянского языка в развитии русского языка», «Понятие об этимологии», «Этимологические словари русского языка», «Основные толковые словари русского языка» и многое другое.

 

Убийственные результаты этих изменений окончательно обнаружатся, когда со сцены сойдут поколения, получившие полноценное образование в учебных заведениях России ХХ века.

 

Разрушительная для независимого государства, откровенно вредная политика многих руководителей сферы образования нанесла колоссальный ущерб отечественной школе, и не только в преподавании словесности. Пора решительно пресечь антигосударственную политику зарвавшихся губителей отечественной школы!

 

Всё, о чём здесь говорится, происходило и происходит в условиях открытой информационно-психологической войны против России.

 

Десятки СМИ, находящихся на территории нашего Отечества, под лозунгом «свободы слова» ведут системную, агрессивную, научно рассчитанную, продуманную деятельность по разрушению «человеческого в человеке», по искажению здорового, нормального мировосприятия, по искажению истории нашего Отечества, по растлению патриотического, гражданского и национально-исторического сознания.

 

При этом в российском эфире (даже в Год культуры!) почти не слышно того, что должно звучать постоянно: высочайшей русской литературной и музыкальной классики, наших замечательных, берущих за душу народных песен. Народ пытаются приучить к посредственности, к мусорным продуктам масскультуры.

 

Всё это подтверждает, что свобода слова не стоит ломаного гроша, если представители власти или равнодушны, или невежественны, или противостоят народным и государственным интересам. Где же ваша культура, ваша совесть и ваша власть, народные депутаты и начальнички?! Где же вы, защитники культуры?

 

О результатах этой антинародной, антигосударственной политики, усугублённой тоталитарной бесконтрольностью СМИ, в известной части открыто и активно участвующих в информационной войне против России, немало было сказано, написано и заявлено. Но никаких видимых результатов изменений к лучшему почти не наблюдается. И плодятся невежды, не знающие, как должно, своего родного языка, великой русской литературы (уж как постарались здесь образованцы-«западенцы»!), невежды, имеющие лишь искажённое представление о трагическом, но великом прошлом России, о её славных героях, вождях, самоотверженных тружениках, великих мыслителях, учёных, писателях, выдающихся деятелях искусства... Так готовятся «кадры» для русского майдана!

 

Потрудилась «пятая колонна» и в деле воспитания учащихся. Воспитание это направлено на создание примитивного и зомбированного обывателя, которого усердно выращивают, начиная с начальной школы: программируется последовательное снижение качества и содержательного уровня культурного и интеллектуального потенциала страны.

 

Всё, что происходит во многих «наших-ненаших» СМИ и части рекламы, – нацелено на резкое снижение духовных начал и здоровых традиционных базовых ценностей культуры, прежде всего в области нравственности молодёжи.

 

Всё это приводит к дезорганизации психической и высшей нервной деятельности массы слушателей и зрителей. Иными словами, как пишут современные учёные, у многих слушателей «мышление перестаёт быть регулятором действий и поведения человека, и иерархия мотивов поведения смещается в сторону немотивированного, некритического поведения».

 

Этого сегодня стремятся достичь те, кто под прикрытием «глобализации» осуществляет последовательную духовную и антикультурную оккупацию России. Их задача – притупить здравый ум народа, укоренить безумие, и для этого «стереть грань между безумием и нормой». Негласная «полиция мысли», предназначенная помрачать умы, действует уже давно. И прежде всего это «полицейская мысль» «образованцев».

 

Это с их помощью и при их участии катастрофически снижен языковой уровень знаний в современных школах России. С их помощью уничтожено «стандартами», ориентированными на минимум знаний, и всевозможными сокращениями программ и изучаемых произведений, полноценное изучение словесности. С их подачи «по-новому» искажёны умолчанием и подтасовками реальные события прошлого при изучении истории России и русского народа. Та же негласная «полиция мысли» отняла в официальных документах имя у государствообразующего русского народа и других народов России, превратив их в толпу безродных «россиян». А иные сотрудники РАО открыто проповедуют этноцид в отношении государствообразующего народа, советуя ни много ни мало – запретить школу с русским национальным компонентом: это, мол, будет мешать развитию иных национальных школ.

 

Нечего и говорить о знании истории. Значительная часть учащихся сегодня катастрофически невежественна в представлениях о прошлом своей Родины; они, учащиеся, нередко питают к ней полнейшее равнодушие, а потому – с лёгкостью примут мифы за истину. Так подготавливается распространением невежества почва для майдана в России…

 

Преступления, совершающиеся в образовании, не остановлены. Под руководством Министерства образования и Высшей школы экономики (по мнению иных осведомлённых наблюдателей, – гнезда «незалежной» агентуры Запада), а также подведомственных им учреждений продолжается - под всевозможными «благовидными» предлогами упорное и беспрецедентно наглое обкрадывание школы независимой державы, её переделка в школу колониального уровня и типа.

 

Разрушительное «реформирование» длится более 20 лет…

 

Защита чести и достоинства отечественной школы обязывает нас помнить «откуда есть пошла Русская земля», сознавая, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин), что достоинство чести обязывает нас хранить верность традициям, обретённым на тернистых путях истории триединого русского народа, хранить сознание, укоренённое в отечественной вере и восходящее к исторической преемственности русской жизни.

 

Отечественная школа – это школа, одухотворённая высокими идеалами верности Истине и любви к России. Она плоть от плоти народа, она верна духовным традициям достойных предков наших. Она, говоря словами И.А.Ильина, «исполнена тем сердечным созерцанием Истины, «которым действительно стоит жить и за которое стоит и умереть» . Наша задача – добиться возрождения русской школы!

 

Те, кто мешает этому, будут судимы беспристрастным судом Истории.

 

Суд признает, что всё это было спровоцировано недопустимым снижением уровня и качества знаний выпускников учебных учреждений России и катастрофическим снижением культуры оканчивающих средние и высшие учебные заведения страны. Названные процессы стимулировались, в частности, целенаправленными действиями спецучреждений и спецслужб Запада, начиная с пресловутых агентов «гарвардской закваски» (следует перечисление – В.Т.).

 

Особенно пострадали гуманитарные области знаний, в которых богатейшее наследие отечественной науки «отодвигалось» вмешательством зарубежных «консультантов», а также давлением влиятельных прозападных группировок в верхних этажах руководства научными учреждениями.

 

Суд признает, что многие «реформы» в области образования (следует их перечисление – В.Т.), а также многие внедрявшиеся стандарты были ориентированы на деструктивные усвоение материала, на порочные методики обучения, на значительное снижение уровня знаний выпускников в целом.

 

Считая, что ответственность за проведение долгосрочной сознательной разрушительной деятельности в области образования в полной мере должны нести руководители Министерства образования, РАО и подведомственных им учреждений, учитывая, что многолетняя последовательная, откровенно разрушительная деятельность эта в иных случаях стимулировалась зарубежными спецслужбами, исходя из того, что вследствие этой деятельности государству нанесён трудно восполнимый ущерб, Суд рассмотрит руководителей названных образовательных учреждений, ответственных за их деятельность, как несомненных виновников разрушения важной государственной сферы, и на основании расследования и доказанной их вины признаёт их государственными преступниками… (Далее следует конкретное перечисление учреждений и руководителей, вина которых доказана.)

 

Вместе с тем, учитывая особую вину ряда ответственных руководителей в сфере образования, Суд сочтет, что их преступления по масштабам, характеру и существу нанесённого ущерба подпадают под действие Закона об измене Родине (следует разъяснение с указанием должностей и фамилий – В.Т.).

 

Я знаю, что этот справедливый Суд непременно будет. Ибо преступления налицо. Не знаю, когда, но преступники, разрушавшие образование России, снизившие его уровень и продолжающие действовать в том же направлении, будут наказаны!

 

Время идёт! Суд приближается! И не думайте, господа разрушители, что вас он не коснётся. Ведь это будет суд истории.

 

 

 

 

http://www.rv.ru/content.php3?id=10885

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Огарки либерализма против патриотизма

 

 

Андрей Сошенко об очередных хамских и очернительных заявлениях либералов по поводу программы патриотического воспитания граждан России …

 

 

Сразу, чтобы было ясно: почему «огарки»?

 

До «огарков» сам бы я не додумался. Спасибо самим либералам, натолкнули на образ тлеющих и угасающих брёвен либерализма, а от того ещё больше напоследок смердящих.

 

Давеча один не очень видный, но «деятель» «демократической мысли» Лев Любимов, заместитель научного руководителя Высшей школы экономики, одного из центров ареала обитания либералов в России, размышляя о проекте новой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», заявил следующее: «Чиновники думают, что дикая сумма их мероприятий приведет к какому-то взрыву патриотизма. А это ни к чему не приведет. Никакой риторикой, никакими демонстрациями и военными музеями, мероприятиями с почетными караулами патриотизм не формируется. Он воспитывается в ребенке только одним - его участием в чем-то. Когда они говорят: «Мы приведем в школу ветерана Великой Отечественной войны», то надо понимать, что это такое. Настоящему участнику военных событий уже за 90 лет. Вместо побуждающего воображение ребенка воина с мужественным профилем, придет огарочек».

 

Где-то я слышал, от них же самих, наверное, что либералы люди культурные, как бы вежливые, толерантные даже, исходят прежде всего из уважения к человеческому достоинству. А на деле - вновь хамство. Вот, какому нормальному человека придёт в голову назвать наших ветеранов «огарочками»? Только либералу-огарку, типажа Любимова.

 

Вообще-то это даже не просто оскорбление наших славных ветеранов, которые обеспечили, в том числе, и возможность нравственным «огаркам» хоть что-то сегодня говорить, но и кощунство над Победой 1945 года, 70-летие которой будем скоро отмечать.

 

Весь напускной лоск и наигранная культурность этой либеральной публики исчезают сразу и превращаются в клевету и кощунство в тот момент, как заходит речь о столпах государственности, реальной нравственности и нашей славной истории.

 

А чем же ещё воспитывается патриотизм, как ни беседами с ветеранами, посещением музеев, мероприятиями почетного караула, практическим участием молодежи в сохранении памяти павших за независимость Родины?

 

Например, в городе Калуге уже многие десятилетия существует славная традиция «Поста № 1» у вечного огня на площади Победы. Почетный караул несут школьники города. Руководят постом те самые ветераны ВОВ, не «огарки», как оскорбительно назвал их Любимов, а умудренные жизнью седовласые статные старцы, передающие подросткам опыт, рассказывающие о цене Победы. Так вот, любой школьник на всю жизнь несет с собой память о своём участии в почетной миссии.

 

В городе Жуков Калужской области - музей Георгия Константиновича Жукова, почетного гражданина Калужской области № 1. Ни один школьник, посетивший музей, не забудет никогда славного имени Маршала и своего земляка, смысла его служения Отечеству.

 

Так чем формируется патриотизм в понимании либералов? Патриотизм, обеспечивший Победу 1945-го. Тот самый, который формировал личности 90 героев-десантников 6 роты Псковской дивизии ВДВ, которые в 2000-м году стояли до конца против двухтысячной группировки боевиков? Тот самый, который обеспечил воссоединение Крыма с Россией.

 

Может патриотизм формируется болтологией самих либералов об «общечеловеческих ценностях» и «нетрадиционных ориентациях»? Гендерной педагогикой, ювенальной юстицией? Так бы и сказали «огарки» либерализма, что сам патриотизм для них неприемлем, как необходимая категория для развития России, потому как, вспоминая слова П.А. Столыпина, им нужна не великая страна, а «великие потрясения».

 

Вообще можно рекомендовать почитать во всей красе «либеральную мысль» на сайте «;Лента.ру» под названием «Дошли до патриотизма».

 

Анонсирует в привольной форме рассказом о редакции новой программы патриотического воспитания некая Наталья Гранина. Далее в подтверждение своих критических высказываний она приводит мысли «видных» и менее «видных» огарков либерализма.

 

Здесь и вышеназванные слова Любимова, и мысли какой-то «учительницы» Тамары Эдельман, и не менее «невидного деятеля либерализма», чем Любимов, Льва Гудкова, и более «видного» из них Николая Сванидзе.

 

«Преподаватель истории» Эдельман заявляет: «Программы преднамеренного патриотического воспитания и уж тем более военно-патриотического в лучшем случае не имеют смысла. Но к сожалению, чаще всего они наносят вред... Любой нормальный учитель воспитывает любовь к Родине тем, что он хорошо преподает свой предмет... Часто государственные лица под патриотическим воспитанием понимают, что мы должны говорить детям только о том, чем в нашей истории можно гордиться... Мне что, не рассказывать об Иване Грозном или представлять его исключительно как замечательного государя, когда он бояр на сковородках поджаривал? Или рассказывать лишь о том, кого и как наше государство победило и завоевало? Детям надо говорить правду, и это лучшее патриотическое воспитание...».

 

Можно представить себе «правду», которая несет детям эта учительница, рассказывая о Царе Иоанне IV Васильевиче Грозном! «Жарил на сковородках», - без комментариев! Можно также представить себе её «вариативность» оценки нашей Победы-45, которую она несёт ученикам. За будущее поколение, действительно, становится страшно.

 

А вот слова Сванидзе: «Я не понимаю, почему сейчас патриотизм путают с милитаризмом. Если бы на нас кто-то нападал или пытался бы напасть... - тогда подобный накал был бы уместен. Но поскольку никто на нас не нападает и не нападет... Прежде всего надо воспитывать людей порядочных. Если детям давать нормальное воспитание, приучать их читать книги, ходить в театр, ценить культуру, в первую очередь отечественную, отличать прекрасное от злобного, - то они так или иначе будут любить папу с мамой, хорошо относиться к окружающим и любить свою родину»... На мой взгляд, нет специального патриотического воспитания. Есть просто воспитание нормальных культурных, порядочных людей, хорошо относящихся к окружающим, терпимых к чужим недостаткам».

 

«Воспитывать людей порядочных», к чему призывает Сванидзе, надо полагать, таких же, как сам Николай Карлович. Ревнитель «прав человека» и «чистоты» и «вариативности» взгляда на нашу историю, не одержавшего, кстати, ни одной победы в публичных дискуссиях по историческим и идеологическим вопросам. На нас «никто не нападает и не нападёт», - говорит? А не усилиями ли таких как Карлович создавались условия для «ненападения» на нас с «ихней» Украины?

 

«Приучать детей ходить в театр»? В какой театр? Случайно, не на «оперу» «Тангейзер»? «Любить отечественную культуру»? Какую? Ту, которую либералы дискредитируют: классическую и традиционную? Или «новую», модернистскую, по Марату Гельману и пусси-райт? Договаривать нужно Николаю Карловичу.

 

Как-то уже приходилось рассказывать о своих впечатлениях от одной из телевизионных передач «Вечерний Ургант» двухгодичной давности.

 

Программа патриотического воспитания в новой редакции тогда только начинала разрабатываться и балагур и шут Ваня Ургант поведал: «В администрации Президента готовят программу по патриотическому воспитанию граждан... Так вот, друзья, воспитывать в россиянах любовь к Родине теперь намерены с самого раннего возраста, а именно - с детского сада... Утренняя зарядка будет проходить под песни группы «Любэ». Перед кастрюлей с манной кашей будет маленькая стопочка рябины на коньяке, чтобы у детей блестели глаза, чтобы любые игры становились азартными. Еще будут горшки, расписанные под хохлому, ну или под гжель, чтобы ребенок привыкал ходить в народные промыслы... В тихий час будет ходить детский казачий патруль и смотреть как спят дети малых народов, и самое главное, уже с детского сада будут учить, что в России две беды - дурочки и дорожки».

 

Я тогда задавался вопросами. Как всё это можно назвать? Охаивание единым махом патриотизма, русского народного творчества и всех народов России? Да еще с какими-то фекальными ассоциациями в голове «весельчака». Человек думал, когда у него с языка срывались подобного рода соединения слов?

 

Также как и тогда интересно бы узнать мнение федеральных органов власти о подобного рода «заявлениях» либеральной тусовки всех мастей. Напомню, кстати, что программа по патриотическому воспитанию разрабатывается по инициативе Президента России Владимира Путина. Ведь телевизионная передача Урганта идет на государственном канале. А Высшая школа экономики, представители которой Евгений Ясин, Лев Любимов и многие иные «деятели» неизменно «радуют» антигосударственными теориями и заявлениями, является государственным университетом и находится в ведении Правительства России. Огарки либерализма за государственный счет разлагают государственные устои. Сколько можно с этим мириться?

 

 

Андрей Сошенко, публицист, Калуга

 

 

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/04...iv_patriotizma/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Российское образование превратилось в безумную контору»

 


Открытое радикальное письмо доктора философских наук Афанасьевой Веры министру образования Ольге Васильевой …

 

 

Уважаемая Ольга Юрьевна!

 

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

 

Образование – стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

 

 

1.Тотальная нищета.

 

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

 

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

 

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

 

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

 

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

 

 

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.

 

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения:

 

«конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат».

 

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

 

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

 

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

 

Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективных контрактов», призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

 

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

 

Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

 

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя.

 

Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает «бумажное образование» и убивает подлинное.

 

Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

 

 

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

 

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

 

Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

 

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в «eLIBRARY» эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

 

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

 

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

 

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

 

 

4. Девальвация знания.

 

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться.

 

Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

 

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

 

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

 

 

5. Душевное нездоровье.

 

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

 

Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

 

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

 

В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

 

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.

 

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

 

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ¬– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

 

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование.

 

Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

 

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

 

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

 

 

Афанасьева Вера Владимировна, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

 

 

 

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/14/rossijskoe_obrazovanie_prevratilos_v_bezumnuyu_kontoru/

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти